Собственно человек, душа, произошел из принципа акаша, или тон-
чайших эфирных колебаний, в виде тонких движений элементов при
посредстве электрического и магнитного флюидов и их полярности.
{37}
Точно так же, как в грубоматериальном теле действуют функции
элементов, то же происходит и с функциями души, или так называе-
мого «астрального тела». Посредством четырехполюсного магнита
душа благодаря своим характерным свойствам связана или слита с те-
лом. Слияние осуществляется и в теле, через электромагнитное вли-
яние элементов. Работу элементов, так называемый «электромагнит-
ный флюид души», мы, Посвященные, называем астральной
матрицей, или жизнью. Эта астральная матрица, или электромаг-
нитный флюид души, неидентичен многократно описанной оккуль-
тистами ауре, на которой я остановлюсь ниже. Что касается астраль-
ной матрицы или электромагнитного флюида, то речь здесь идет
о связующем элементе между телом и душой. Принцип огня в орга-
низме способствует построению, принцип воды — оживлению, прин-
цип воздуха — выравниванию, а принцип земли — связыванию, про-
цветанию и сохранению. Астральному телу приданы те же функции,
что и грубоматериальному телу.
Человек наделен пятью органами чувств (соответствующим пятью
элементам), какими астральное тело, или душа, пользуется для того,
чтобы улавливать восприятия физического мира.
Это восприятие и деятельность пяти чувств при помощи астраль-
ного и грубоматериального тела производится нашим бессмертным
духом. Почему дух является бессмертным, я объясню позже. Без дея-
тельности духа в душе астральное тело оказалось бы безжизненным и
распалось бы на свои составные части.
Так как дух не смог бы производить свои действия без посредниче-
ства души, то поэтому астральное тело является вместилищем многих
свойств, которыми обладает дух. В зависимости от своего развития и
зрелости он имеет различные электрические или магнитные колеба-
ния, которые в душе проявляются наружу в виде четырех различных
темпераментов. В зависимости от господства тех или иных элемен-
тов мы различаем холерическую, сангвиническую, меланхолическую
и флегматическую натуры. Холерический темперамент происходит
от элемента огня, сангвинический — от элемента воздуха, меланхо-
лический — от воды, флегматический — от земли. В зависимости от
силы колебания соответствующего элемента проявляются также
в различных свойствах сила, мощь и распространение соответству-
ющих флюидных колебаний.
Каждый из этих четырех элементов, которые определяют темпера-
мент человека, в активной форме имеет хорошие, или положительные,
{38}
качества, а в пассивной — противоположные, то есть отрицательные,
свойства. Подробное описание действенности элементов заняло бы
слишком большой объем, и поэтому будет лучше, если начинающий
посвященный путем собственной медитации открыл бы эти дальней-
шие действия. На пути к посвящению это имеет также свой особый
смысл. Я приведу здесь только несколько примеров.
Холерический темперамент в своей активной полярности имеет по-
ложительные черты: активность, воодушевление, усердие, решитель-
ность, смелость, мужество, творческий потенциал, устремленность и
так далее. В отрицательной форме проявляются следующие черты: про-
жорливость, ревность, страсть, раздражительность, сварливость, не-
умеренность, стремление к уничтожению и так далее.
Сангвинический темперамент проявляет в активной форме прони-
цательность, старательность, радость, легкость, добросердечность, яс-
ность, беспечность, смешливость, ловкость, оптимизм, независимость,
бдительность, доверительность и так далее. В отрицательной форме
он проявляет обидчивость, стремление посплетничать, недостаток вы-
держки, низкую оценку окружающих, хитрость, болтливость, нечест-
ность, непостоянство и так далее.
Меланхолический темперамент в своей активной форме проявляет
внимание, милосердие, скромность, преданность, серьезность, покла-
дистость, выдержку, медитацию, сочувствие, спокойствие, углублен-
ность, сдержанность, доверчивость, прощение, нежность и так далее.
В отрицательной форме он проявляет равнодушие, пораженческий на-
строй, робость, безучастность, несговорчивость, леность и так далее.
Флегматический темперамент в активной форме проявляет внима-
ние, выдержку, вдумчивость, решительность, серьезность, твердость,
добросовестность, основательность, сконцентрированность, трезвость,
пунктуальность, деловитость, чувство ответственности, надежность,
предусмотрительность, способность к противодействию, целеустрем-
ленность и тому подобное. В отрицательной форме: вялость, небреж-
ность, низкую оценку окружающих, равнодушие, бессовестность, бо-
язнь людей, рассеянность, тяжеловесность, лень, ненадежность,
молчаливость и так далее.
Свойства темпераментов образуют в зависимости от того, какое
качество является преобладающим, основу характера человека. Ин-
тенсивность проявляющихся наружу свойств зависит от полярности,
то есть от электрического и магнитного флюидов. Следствием обще-
го влияния воздействия темпераментов является излучение, которое
{39}
на языке профессионалов называется аурой. Отсюда следует, что ауру
нельзя сравнивать с астральной матрицей, так как эти два явления
резко отличаются друг от друга. Астральная матрица — это соедини-
тельная ткань между телом и душой, аура же, напротив,—это излуче-
ние воздействия элементов в их различных свойствах, и утверждается
она либо в активной, либо в пассивной форме. Это излучение во всей
душе вызывает определенную вариацию, которая соответсвует опре-
деленному цвету. На основе этого цвета посвященный имеет возмож-
ность астральным зрением различить собственную ауру или ауру дру-
гого существа. Смотрящий может с помощью ауры не только
определить характер человека в его основе, но также воспринять дей-
ственность, то есть полярность, душевного колебания и повлиять на
него. Эту тему я освещу в отдельной главе, посвященной интроспек-
ции. Темперамент человека влияет на его характер, и оба образуют в
своем воздействии в виде общего результата излучение души, или ауру.
Отражения высоких посвященных и святых совсем неслучайно окруже-
ны ореолом святости, который идентичен только что описанной ауре.
Кроме характера, темпераментов и работы электромагнитных флю-
идов астральное тело имеет еще два центра в головном мозгу, а имен-
но: большие полушария, вместилище нормального сознания, и моз-
жечок — хранилище противоположного нормальному сознанию
подсознания. Их функции подробно описаны в главе «Дух».
Как уже было сказано, душа в соответствии с элементами разделе-
на так же, как и тело. Душа является вместилищем своих функций,
силы и свойств, они аналогично элементам имеют в душе свои цент-
ры. Такие центры индийская философия обозначает лотосами. Воз-
буждение этих лотосов называется в индийском учении кундалини-
йогой. Я воздержусь от подробного сообщения о лотосах, или центрах,
так как каждый может узнать об этом в соответствующей литерату-