Безымянный отбор

Среди людей, помимо всем известного естественного отбора, параллельно существует еще один очень похожий на него механизм отбора. У него нет названия, и он почти нигде не упоминается. В этом механизме объектом отбора является целостный набор приобретенной информации, оказывающий управляющее воздействие на действия человека, его целеполагание и принятие решений. К этой информации относятся ценностные установки, цели, правила оценки людьми своих действий и действий окружающих, а также представления человека о том, как надо жить, что правильно и что неправильно, что необходимо, а чего надо избегать.

Внешней средой по отношению к объекту отбора являются сами люди, а не среда их существования. Критерий отбора в этом механизме - охват управляющим воздействием максимального количества людей. Передача информации возможна от кого угодно к кому угодно, а не только от предков к потомкам. Также, этот механизм отбора сильно зависит от доступных способов передачи информации: чем совершеннее эти способы, тем больше возможностей для распространения и тем выше скорость отбора.

Возможность распространить свои "правила жизни" на широкие массы и иметь контроль над тем, что определяет человеческие устремления, во все времена вызывала повышенный интерес. Интерес этот, как правило, появляется в двух случаях:
1) человек интересуется этим для того, чтобы распространить некую идею, которой он сам предан
2) человек хочет использоваь это для усиления своей личной власти над множеством людей

То, что во втором случае человек ставит себя не только выше других людей, но и идей, которые он хочет распространить для усиление своей власти, и которые он считает всего лишь своим средством, чаще всего является признаком скудоумия. Такие люди чаще всего продвигают разный закостенелый мусор, который может быть навязан и удержан только насилием и страхом.

Но самой возможности вмешательства в эту сферу - с другими целями, разумеется - это не отменяет. Даже наоборот, сейчас этих возможностей - более тонких и менее заметных - больше, чем раньше. И вполне возможно, что мы еще увидим их применение.

 
Hekima! Blog