Ганс Юрген Айзенк (нем. Hans Eysenck; 4 марта 1916, Берлин — 4 сентября 1997, Лондон) — британский учёный-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель фaкторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. (Википедия) Именно он стал автором популярных тестов на развитие интеллектуальных способностей. По его мнению, 40 вопросов за 30 минут могут распознать и численно показать уровень интеллектуального коэффицента(IQ) человека. Немало критики выдержал его шедевр, и моя скромная статья — тому не исключение. Да и самому Гансу Юргену досталось немало. Так, в 1971 году, после публикации его статьи "Раса, интеллект и образование", на одном из публичных выступлений Айзенка закидали тухлыми яйцами. За то, что он черным по белому написал: у черных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода. Как же все же эти тесты приобрели популярность? А было так. Айзенк пришел в библиотеку и заказал несколько книг по психологии. Оказалось, что Бине в начале XX века был озабочен той же проблемой и даже разработал ряд тестов для определения уровня интеллекта. И многого добился: в 1904-м французское министерство общественного образования по его рекомендации даже создало комиссию, которая должна была решить, как обучать умственно неполноценных детей, посещающих парижские школы. Проблема понятна: отсталых детей надо как-то рассортировать на классы, а для этого оценить их умственные возможности. Бине создал для этого серии задач, которые оценивали уровень сообразительности. Айзенк взял за основу идею Бине (для каждого возраста существует своя норма интеллектуального развития), придумал, как это применить по отношению к взрослым, ввел термин коэффициент интеллекта(Intellectucal Quatient или IQ). Многие ученые подвергли жестокой критике эти тесты, и основания были самые разнообразные. Но не будем вдаваться в подробности, а рассудим по-своему. Во-первых, проблема этих тестов в следующем:
1. Как ни крути, но количество тестов ограничено и логика их абсолютно одинакова. Это как решить несколько вариантов ЕГЭ. Появляется универсальное решение, что позволяет поставить под вопрос адекватность оценки интеллекта при дальнейшем прохождении тестов.
2. Если не учитывать первый пункт, и проходить тест единожды, появляется еще один подводный камень — понимаемость. Многие вопросы в тесте можно поставить под сомнение, в плане оценки интеллекта с точки зрения субъективности. Разные люди воспринимают мир по-разному и те вопросы по всей логике понимаемы только людьми, схожими с мышлением самого Айзенка.
3. Многие вопросы очевидно элементарны. И я считаю, что мерить интеллект по ним сущая бесмыслица.
Я не оцениваю тест с точки зрения какого-то умного человека.
У меня по Айзенку 128 и очень много ошибок возникло сугубо по невнимательности. Внимательность — тоже мерило интеллекта? Внимание — да, это составляющая особенность интеллекта. Внимательность — нет. Это вероятность ошибки, которая в тестах Айзенка никоим образом не учитывается.
Существует множество псевдо-тестов, сделанных на основе тестов Айзенка, якобы измеряющих IQ и запрашивающих за это деньги. Задам один вопрос: зачем вообще в таких случаях мерить этот коэффициент? Конечно, чтобы потешить самомнение. Получить удовольствие от собственной умности. Идешь ты и рассказываешь всем, какой у тебя IQ. А все такие: «Уау!» И девушки(парни) штабелями падают. Успевай выбирать только! Конечно, это шутка, но смысл не меняется. Если человек в чем-то не определен, зачем вообще определяться? Просто делай, что тебе нравится и не думай ни о каких оценках! Не это ли — настоящая жизнь?
Николай КИРИЧЕНКО